Блог‎ > ‎

Не знаю

Отправлено 24 мар. 2014 г., 7:51 пользователем Илья Дементьев   [ обновлено 24 мар. 2014 г., 7:54 ]
В этом году выпускной спектакль театрального класса 49-го лицея — «Приключения Незнайки и его друзей». Первые же минуты внешне весёлого мюзикла неожиданно напомнили о «Меланхолии» Ларса фон Триера: Незнайка, получив щелбан от товарища, пришёл к выводу, что колоссальной шишкой он обязан упавшему на него кусочку солнца. Узнав, что светило летит на землю, коротышки здорово испугались и даже на некоторое время застыли на сцене в позах героев самой знаменитой сцены «Ревизора».

Потом меланхолия прошла. Они, конечно, много пели, шутили, смеялись, балагурили, хулиганили, заигрывали с залом, угощая публику бубликами и подмигиваниями. Беспечный Незнайка изучал то игру на трубе, то портретную живопись, то кулинарию. Успехи в поэзии у него были несомненными: перепрыгивание Знайкой через овечку по дороге на речку давно уже вошло в историю русской литературы. Ещё без Незнайки со всеми его выкрутасами было бы не так интересно жить — когда он обиделся и ушёл, все обитатели Цветочного города как-то быстро приуныли. Когда же он, наоборот, подбил братцев (там, признаться, были ещё сёстры) полететь на воздушном шаре, все не на шутку воодушевились. Исполняемая во время полёта финальная песня — этот элемент постановки удаётся Борису Иосифовичу и его коллективу всегда — была о том самом: главное — верить, что надо идти, и не завидовать тем, что остались. Понятное дело: компания зануд никуда бы не полетела без вольнолюбивого фантазёра. Для полёта требуется кто-то лёгкий в беспечности своего духа, тяжёлые нередко становятся балластом. Конечно, нужны и другие — и доктор, и повар, и, чего там говорить, девочки (хотя малышкам сценарием была чаще уготована роль массовки — фона для демонстрации талантов ярких малышей). Для всякого серьёзного предприятия необходим и Знайка (кстати, степень его компетентности была несколько преувеличена — в песне он сделал далеко не бесспорное заявление о том, что «на севере... на дрейфующих льдинах можно увидеть пингвина»). Словом, много кто нужен на воздушном шаре. Но мораль в том, что без Незнайки полёт — что из дому, что в дом, что над кукушкиным гнездом — не состоялся бы ни в какую погоду.

В начале спектакля — ещё до намёка на датского киноклассика — Незнайка пускал мыльные пузыри, а в конце делился с коротышками своей мечтой полететь — подобно неутомимым пузырям — на шаре в дальние страны. Для настоящего детства нужна мечта, а для воплощения мечты — этакий креативный класс, вроде того, что ежегодно выпускается школой Бориса Бейненсона. Они все под занавес и полетели куда-то, оставляя под ногами крыши, крыши, а за бортом — печаль. И печаль, которая в тревожные времена бесцеремонно залезает на каждый борт, и меланхолия, овладевающая теми, кто не может отвести глаз от завораживающей картины падения космического тела на землю, и аргументированное занудство тех, кто всегда голосует за то, чтобы остаться, бессильны. Бессильны против порыва Незнайки и его друзей, рискнувших отправиться из города, где все дети — дети цветов, в дальние неизведанные края — во взрослую жизнь, которая всем приготовит большие задачи.

Я иногда задаюсь вопросом, как всё-таки этим удивительным педагогам удаётся всё, за что они берутся, — и «Мещанин во дворянстве», и «Ромео и Джульетта», и «А зори здесь тихие», и «Приключения Незнайки». Как эти юные актёры тактично заставляют то смеяться, то плакать, то смеяться сквозь слёзы. Какое волшебство за короткий по космическим меркам срок превращает мыльные пузыри в окрылённых воздухоплавателей. Как все они умеют — хоть ненадолго — возвращать залу, наблюдающему за творческими муками юного Незнайки, забытый вкус детского счастья. Чему мы обязаны здесь — многодневным изнурительным трудам? Исключительным дарованиям? Безошибочному выбору классики?..

Не знаю.
Comments