Блог‎ > ‎

Multum in parvo

Отправлено 28 янв. 2013 г., 12:51 пользователем Илья Дементьев   [ обновлено 29 янв. 2013 г., 09:51 ]
Роль малых сельских школ – не только в том, чтобы подпитывать снобизм горожан, давать им поводы для гордости и предубеждений. Пусть это прозвучит высокопарно, но именно в малых школах обнаруживаются островки гармоничного мироощущения. Проблемы, которые есть в них, характерны для всей системы образования. Но достижения этих школ были бы невозможны в другой среде. Левое полушарие мозга беспомощно без правого. И система образования сильно рискует, когда во время торжественного прощания с Матёрой вокруг становится слишком много битого стекла.

Калининградская область тоже пережила триумфальное шествие «оптимизации сети», в ходе которой закрывались малокомплектные школы. Бои местного значения гремели на всю страну: широко известна история о том, как в 2006 году в поселке Краснолесье местные жители отстаивали свое право учить детей в маленькой школе рядом с домом. Посреди сказочного Красного леса. Тогда победила логика «оптимизации»: детей распределили по другим школам. К счастью, здание не пропало – в нем разместился Виштынецкий эколого-исторический музей. Это редкий пример того, как в поселке вместо школы появился культурный центр. В области можно встретить картину в более мрачных тонах: здание заброшено, чиновники отрапортовали о его несоответствии требованиям потребнадзора и пожнадзора. Битое стекло – хорошо заметный признак школы, из которой ушла жизнь.

Надо признать все же, что модернизация системы образования изменила самочувствие уцелевших школ к лучшему. Появилась новая техника, многие педагоги овладели новыми технологиями, а управленцы научились считать деньги. Сегодня даже в отдаленной сельской школе можно встретить робота, который еще недавно твердо ассоциировался с научной фантастикой. Директора школ признают, что при всех страхах, которые вызывала автономизация, они постепенно начинают осваиваться в новых условиях.

Очевидно: преимущества, проблемы

Но к оправдавшимся ожиданиям по-прежнему добавляются обманутые надежды. Не остановить старение кадров – молодые учителя не сваливаются с луны, хотя команды, которые периодически раздаются сверху, предполагают именно это. Жилье на селе не строится, и в глазах сельских руководителей современная социальная политика продолжает проигрывать советской. Норматива не хватает. Внедрение новой системы оплаты труда в большинстве маленьких школ обернулось простым управленческим решением – упразднить должности психологов, социальных педагогов и других специалистов. Высочайшее повеление повысить зарплаты учителей исполнено, но какой ценой – подсчитать даже страшно.

Да что психологи! В школе поселка Неманское Краснознаменского района – чуть меньше полусотни учеников. Она находится на краю области, очень далеко от областного центра. Чудом уцелела во времена разгула «оптимизации». Чудо это обыкновенное: были ликвидированы все административные должности, кроме директора. Выше головы не прыгнуть: доход учителя в такой школе – от 6 до 8 тыс. рублей. Конечно, при вычислении средней температуры по больнице, как любят иронизировать эксперты от образования, этот показатель скрадывается; однако дело идет о живых людях, а не о мертвых душах по нормативу.

В этой школе уникальный краеведческий музей, экспозиция которого охватывает восемь залов. В нем выросло несколько поколений школьников, зачарованных удивительной историей этих мест. Даже юным хулиганам находилось место в уголке браконьера (зал природы). Сельские школьники могут проиграть городским в среднем балле ЕГЭ, но не в знании грибов и ягод. Селяне – те, кто всегда за деревьями видит лес. Это компетенции, которые, увы, не схватываются привычными системами оценки качества общего образования. А ведь в чью-то компетенцию входит отдавать жизнь и здоровье, получая в отместку 8 тыс. рублей в месяц. Конечно, какие бы энтузиасты ни работали в такой малой школе, им трудно грезить о радужных перспективах. А еще беспорядок умножается благодаря муниципальной реформе, в ходе которой школы, относящиеся к ведению района, оказались на территориях сельских поселений. Теперь чиновникам легче кивать друг на друга, потому что любимый в нашей стране вид спорта – футбол.

Все эти проблемы, конечно, известны и за пределами области (Красноярскому краю бы наши проблемы с удаленностью населенных пунктов!). А есть ли поводы для гордости? Несколько лет работает Ассоциация сельских инновационных школ. Она возникла снизу, на уровне grassroots. Члены ассоциации – небольшие сельские школы, которых объединила простая идея сотрудничества. Они констатируют, что общение, которое происходит на семинарах, летних школах, конкурсах проектов и фестивалях, раскрепощает всех участников того, что еще недавно называлось «образовательным процессом». В проектах АСИШ участвуют школьники, учителя и даже родители – активисты управляющих советов. Естественный дефицит общения, который они ощущают на местах, восполняется на этих форумах с лихвой. Такое общение ценится иначе, чем в городе, где среда, на первый взгляд, богаче. И вот урок от создателей АСИШ: богатая среда не всегда плодотворна. Она может помогать развитию, а может развращать. Формат частых, но краткосрочных встреч, в ходе которых раскрывается творческий потенциал разновозрастных команд, оценивается как более продуктивный. И, конечно, для членов АСИШ понятие «проект» – из области обыденного.

Ресурсы малых школ

В последнее время, нужно признать, накапливается усталость руководителей малых школ. В годы, которые принято называть «тучными», эти люди неожиданно поверили в возможность изменений. Они всерьез отнеслись к требованиям приоритетного национального проекта. В первом конкурсе школ, реализующих пресловутые «инновационные программы» (а это было в 2006 году), рейтинг возглавила Новостроевская школа Озерского района. Многие в областном центре презрительно пожимали плечами: кто-кто? где-где?.. За это время в Новостроевской школе перебывало столько официальных и не очень официальных делегаций, что все уже знают, где это и что это. Секрет успеха – секрет Полишинеля: талантливый директор, слаженно работающий коллектив, творческая среда для реализации разнообразных склонностей детей. Одна учительница из городской школы приехала как-то давать урок новостроевцам: открыли окно – она ахнула. Воздух чистый, за окном – зеленеет школьный сад, из шумов – только пение птиц. Это не только среда для поиска грибов и ягод; это атмосфера, в которой только и может с неподдельной искренностью прозвучать поэтическое слово. Городской шум этому слову противопоказан, как просмотр ленты новостей – вдумчивому чтению.

Оказывается, малые школы располагают колоссальными ресурсами и преподают нам неожиданные уроки. Атмосфера вишневого сада. Соленья на столе. Болдинская осень каждый день с доставкой на дом. Не хватает общения – тем дороже редкие минуты, когда оно происходит. Не хватает денег – тем хитрее на выдумки голь. Трудно выбраться посмотреть мир? Тем радушнее будем принимать гостей. Малая школа – это не просто фон для нарциссических образов фигур из числа престижных городских «образовательных учреждений». Это тоже фигура своего рода. Отношение к ней – со стороны рядовых горожан или власть предержащих – лакмусовая бумажка, по которой с обескураживающей точностью определяется степень нравственной чуткости тех, кто принимает решения.

У нас есть шанс

Это не ложный пафос. Примеры малых школ – как звучащий по всем нам колокол. Они порождают гамму чувств, чаще всего – сочувствие. Сочувствие к жителям поселка, которые так и не смогли защитить свою школу. Другую школу не закрыли, но вовсе не из-за стойкости местных жителей – просто не дошли руки во время красногвардейской атаки на малокомплектные школы. Кому-то оказалось все равно. А это не повод для сочувствия? В Новостроево как будто успех – построено новое здание начальной школы, закуплено разнообразное оборудование, школа постоянно побеждает в конкурсах. Но, повторюсь, цена этого – жизнь и здоровье людей, работающих по ночам и в выходные. Какой двор ни возьми – Матрёнин. Сердце отдается детям не только в переносном смысле. Полет щепок во время рубки леса – как достойные издержки прогресса?..

Сочувствие к тем, кто устал, нужно не только уставшим. В отсутствие штатных психологов это особенно важно понять. Информационный шум нарастает и нарастает. Но пока роботы не взяли нас в плен в рамках реализации концепции модернизации системы образования, у нас есть шанс успеть увидеть великое в малом.


Comments